Аутизм: расстройства аутистического спектра

Главная » Справочник » Заболевания » Аутизм у детей и взрослых — что это, признаки и симптомы

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 21 мин.

Поделиться:

Содержание:

Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС), не является болезнью, а представляет собой комплекс неврологических нарушений развития, которые влияют на социализацию, общение и поведение человека.

Симптомы зависят от типа и степени тяжести РАС, чаще всего проявляются в возрасте до 2 лет. Люди с аутизмом часто нуждаются в строгом распорядке дня, который повторяется ежедневно. Даже незначительные изменения могут вызвать тревогу или истерику.

Часто люди с РАС перенасыщены звуками, запахами и вкусами.

Для постановки диагноза «аутизм» необходимо пройти консультации нескольких специалистов: психолога, невролога, терапевта или педиатра.

РАС — это не болезнь, поэтому нет специального лечения. Людям с таким расстройством важно научиться приспосабливаться к жизни в обществе и управлять своими эмоциями. При этом эффективно помогают поведенческая, образовательная и семейная терапия.

Историческая справка

Термин «аутизм» впервые был введен швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 году. Он использовал этот термин для описания одного из симптомов шизофрении. Блейлер определял аутичное мышление как инфантильное стремление избегать неудовлетворительной реальности и заменять ее фантазиями и галлюцинациями.

Современное значение термина «аутизм» приобрело в 40-х годах прошлого века благодаря психиатрам Лео Каннеру и Гансу Аспергеру. Именно они описали поведение своих пациентов, которые были одержимы определенными объектами и имели навязчивое желание сохранить постоянство, а также испытывали сложности во взаимодействии с другими людьми.

В 1950-х годах психолог Бруно Беттельгейм предложил свою теорию, объясняющую причины развития аутизма. Он считал, что отсутствие эмоциональной связи с матерью может привести к этому расстройству.

Отстраненность

Согласно его мнению, недостаток заботы и любви от окружающих может привести к «ломкости» сознания у ребенка. Беттельгейм считал, что выходом из этой ситуации было бы изъятие ребенка из семьи, которая якобы ему наносила психологическую травму.

Однако в 1980-х годах стало понятно, что аутизм представляет собой спектр различных состояний, а не просто отдельное расстройство. Идеи Беттельгейма были признаны устаревшими и недостоверными в свете новых исследований и понимания этой проблемы.

Код МКБ

В МКБ-10 отсутствует диагноз «РАС», однако имеются «Общие расстройства психологического развития» (код F84). В эту группу входит 8 подгрупп.

Подгруппы общих расстройств психологического развития (по МКБ-10):

  • F84.0 — детский аутизм;
  • F84.1 — атипичный аутизм;
  • F84.2 — синдром Ретта;
  • F84.3 — другое дезинтегративное расстройство детского возраста;
  • F84.4 — гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями;
  • F84.5 — синдром Аспергера;
  • F84.8 — другие общие расстройства развития;
  • F84.9 — общее расстройство развития неуточнённое.

В свежей редакции МКБ (МКБ-11), которую постепенно внедряют по всему миру, расстройство аутистического спектра обозначается кодом 6 («Расстройства психические, поведенческие и нейроразвития») и имеет одну подгруппу (6А02 «Расстройство аутистического спектра»).

Распространенность

По расчетам ВОЗ, аутизм диагностируют у 1 из 100 детей, а по оценкам Центра по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) на 2022 год — у 1 из 44 детей до 8 лет.

Это состояние существовало всегда, но за последние десятилетия количество людей с диагнозом «РАС» увеличилось. Считается, что это связано с улучшением диагностики.

Для России нет точных цифр, но, по наблюдениям экспертов, в любом классе или группе детского сада встречается ребенок с одной из легких форм аутизма.

По данным специалистов, случаи появления РАС у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. Однако многие врачи и ученые утверждают, что эти цифры могут недостоверно отражать реальную картину. В действительности соотношение возможно почти одинаковое. Это объясняется культурными представлениями о тихости и скромности девочек. Поэтому окружающие могут ошибочно принимать проявления аутизма за природную стеснительность женского пола.

Потенциальные причины появления РАС

В большинстве случаев РАС не имеют однозначной причины. Считается, что автизм могут вызывать различные генетические нарушения, воздействие вредных веществ, окружающая среда и многие другие факторы.

Когда-то считалось, что аутизм вызывается прививками. Это мнение стало широко распространенным после провокационного исследования тройной вакцины от кори, краснухи и паротита (MMR). Хотя его результаты были опровергнуты, оно продолжает привлекать внимание и вызывать путаницу до сих пор.

Прививка

Ни одно научное исследование не подтвердило связь между прививками и развитием аутизма

Возможные причины аутизма:

  • использование противосудорожных средств (в особенности, препаратов, содержащих вальпроевую кислоту) во время беременности;
  • синдром Мартина—Белла (нарушение генетики X-хромосомы), заболевание, которое приводит к умственной отсталости и нарушениям поведения;
  • краснуха во время беременности;
  • наследственное заболевание туберозного склероза, проявляющееся нарушениями кожи, эпилептическими приступами, умственной отсталостью и высоким риском рака;
  • синдром Прадера—Вилли, редкое генетическое заболевание, связанное с хромосомными нарушениями. Болезнь проявляется ожирением, умственной отсталостью, недоразвитием кистей и стоп, аномалиями формирования половых органов.
Часто мутации, приводящие к развитию аутизма, возникают спонтанно в процессе формирования плода и не передаются по наследству от родителей.

Основные факторы риска для возникновения аутизма

Точные причины возникновения аутизма остаются неизвестными, однако исследователи утверждают, что некоторые факторы могут увеличить риск его возникновения.

Основные факторы риска для возникновения аутизма:

  • Семейный анамнез, обременённый аутизмом, может увеличить риск рождения второго ребёнка с таким же нарушением на 18%, по сравнению с семьями, где нет детей с аутизмом;
  • Возможные осложнения во время беременности: артериальная гипертензия, диабет, угроза прерывания беременности, предлежание плаценты, преждевременные роды, преэклампсия, кровотечение до или после родов;
  • Опасность увеличивается, если женщина родила более 4 раз;
  • Риск также возрастает, если матери старше 35 лет или отцу — старше 50.

Классификация расстройств аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра классифицируются по тяжести проявлений и основному психопатологическому синдрому на 4 группы (по классификации Никольской).

Первая группа. Самые серьезные нарушения: отсутствие потребности взаимодействия с окружающими, неспособность к самообслуживанию. Ведущий синдром — отрешенность.

Вторая группа. Выраженное стремление к постоянству. Любые изменения могут вызвать приступ агрессии. В привычной обстановке ребенок открыт, повторяет фразы других, но сам не способен их понять. Ведущий психопатологический синдром — отвержение реальности.

Третья группа. Ребенок заинтересован в общении, стремится к успеху, но не готов принимать риски, идти на компромиссы. Обычно увлечен узким специализированным направлением, что позволяет считать его молодым интеллектуалом и даже гением. Ведущий психопатологический синдром — замещение различных сфер жизни конкретной узконаправленной деятельностью.

IV группа. Умеренные нарушения. Ребенок способен к общению и анализу, однако быстро утомляется, ему сложно концентрироваться и следовать инструкциям. Обычно он выглядит застенчивым и рассеянным. Основным психопатологическим синдромом является ранимость.

Развитие РАС

В норме развитие ребенка происходит постепенно: более сложные функции постепенно выбиваются простые. Например, сначала малыш ползает, а затем ходит, или сначала произносит агу-гу, а затем говорит слоги. В случае аутизма развитие происходит несинхронно, и простые функции, по сути, накладываются на сложные. Например, ребенок может произносить как агу-гу, так и простые слова.

Стадии развития аутизма пока изучены недостаточно, и различные формы РАС имеют свои особенности.

При проведении компьютерной томографии у детей с расстройством аутистического спектра, в большинстве случаев не обнаруживаются патологии в головном мозге. Иногда можно выявить изменения мозжечка, ствола мозга, лобной части коры головного мозга, а также расширение боковых желудочков. В основном, эти нарушения имеют функциональный характер. Например, у людей с аутизмом нарушается обмен нейромедиатора дофамина, который необходим для передачи нервных импульсов и выполнения высшей психической деятельности.

Признаки аутизма у детей

Обычно, первые симптомы аутизма проявляются у детей до трех лет. В это время родители замечают, что их ребенку трудно общаться с другими людьми, он плохо контролирует свои эмоции, а его поведение может стать стереотипным, например, появляются ритуальные движения вроде раскачиваний (стимминга).

Распознать РАС возможно спустя 1-1,5 года. Сложности в обнаружении возникают из-за различий в проявлении симптомов. Чем быстрее развивается ребенок, тем менее заметными они могут быть. Поэтому, даже в странах с хорошей диагностикой аутизм иногда обнаруживается только к 4-6 годам.

Родители должны обратить внимание на так называемые «красные флаги».

«Красные флаги» аутизма у детей разного возраста

6 месяцев:

  • ребенок редко улыбается и практически не показывает эмоции,
  • не идет на зрительный контакт.

9 месяцев:

  • мало улыбается,
  • почти не издает звуков,
  • редко демонстрирует эмоции.

1 год:

  • редко или вовсе не говорит,
  • не реагирует на свое имя,
  • не использует жесты,
  • не стремится к предметам и не указывает на них.

1,5 года — не проявляет речь.

2 года:

  • не способен самостоятельно формулировать простые предложения;
  • стремится упорядочить предметы (например, выставить игрушки в ряд);
  • может длительно беспорядочно махать руками, вращаться на месте или постоянно повторять один и тот же вопрос монотонным голосом.

Признаки аутизма очень разнообразны, поэтому специалисты говорят: «Если вы знаете одного человека с аутизмом — это не значит, что вы знаете что-то о аутизме».

Порядок

Дети, страдающие аутизмом, часто испытывают потребность упорядочить предметы или выстроить их по цвету, размеру, форме

Общие признаки аутизма:

  • отсутствие социальных навыков;
  • ухудшение речи;
  • избегание зрительного контакта;
  • трудности с различением эмоций;
  • ограниченные интересы;
  • регулярное повторение одних и тех же движений;
  • отсутствие или, наоборот, гиперреакция на свет, звук, вкус, текстуру или запахи.
Ни один из этих симптомов сам по себе не указывает на аутизм. Аутизм диагностируется при наличии комплекса этих признаков.

Индивидуальность проявлений аутизма может значительно отличаться у разных людей. Некоторые могут быть очень общительными и обаятельными, в то время как другие склонны к замкнутости и страдают от серьезных когнитивных нарушений.

Как переживает своё состояние ребёнок с аутизмом

Люди с аутизмом особенные, потому что они воспринимают мир иначе, чем другие. Из-за гиперактивности мозга, вызванной генетическими нарушениями, им сложно обработать всю информацию, которая окружает их. Поэтому реальность видится им фрагментарной и искаженной.

Сбои восприятия могут вызвать ситуацию, когда ребенок путает поднятый палец и ручку, не реагирует на свое имя, но издает звук, если рядом проезжает машина. Основные проблемы связаны с осязанием. Ребенок может испытывать негативные ощущения при касании мягкой ткани или теплой воды, но при этом получать удовольствие от прикосновения колючего свитера или еловой ветки.

Мытье

Часто дети с аутизмом испытывают дискомфорт от процедуры мытья: вода буквально обжигает, а полотенце впивается в кожу

Интеллект у ребенка с аутизмом

Существует много мнений о интеллекте людей с РАС. Одни утверждают, что аутичные люди гениальны, другие считают, что они отстают в своем развитии. В целом, правда где-то посередине.

В ряду людей с расстройствами аутизма около половины сталкиваются с выраженными когнитивными проблемами, в то время как другие способны легко обучаться в учебных заведениях.

Однако существуют и исключения, как, например, писатель Льюис Кэрролл или активистка Грета Тунберг. Их когнитивные способности сравнимы или даже превосходят способности окружающих. И благодаря своим особенностям они достигли впечатляющих результатов.

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Автором «Алисы в Стране чудес» является писатель Льюис Кэрролл, который известен своим аутизмом.

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Экоактивистка Грета Тунберг также известна как человек с аутизмом.

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Телеведущая Опра Уинфри также относится к числу известных людей с аутизмом.

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Однако у людей с РАС интеллект может быть выше среднего или даже высоким. Благодаря способности глубоко погружаться в один предмет или узкую область, их талант может раскрыться настолько ярко. Среди таких примеров — австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, гениальный физик Альберт Эйнштейн. Подозрения на черты аутизма также возникали у Микеланджело, Леонардо да Винчи, Марии Кюри, Авраама Линкольна.

Признаки аутизма у взрослых

Взрослые с РАС, несмотря на общее мнение, могут успешно интегрироваться в общество, работать и заводить друзей. Однако у них есть свои особенности.

Симптомы аутизма у взрослых:

  • Сложности в понимании эмоций других людей;
  • Предпочтение одиночества;
  • Склонность к восприятию как грубости или равнодушия;
  • Затруднения в выражении своих эмоций и ощущений;
  • Неудачное понимание юмора или сарказма;
  • Избегание контакта глазами;
  • Отсутствие приветствия постороннего прикосновения и нарушения личного пространства;
  • Увлечение занятиями, требующими концентрации (например, сборка пазлов, конструкторы или рисование);
  • Соблюдение строгого распорядка дня и его точное соблюдение.

Последствия аутизма

Из-за высокой нервной и эмоциональной чувствительности люди с аутизмом часто сталкиваются с проблемами, такими как нарушения сна, желудочно-кишечные расстройства, недопустимые вспышки агрессии и другие сопутствующие проблемы.

Часто встречаемые последствия аутизма:

  • Интеллектуальная недостаточность;
  • Нарушения мовы;
  • Диспраксия — затруднения с координацией движений;
  • Деструктивное поведение (агрессия);
  • Депрессия;
  • Аутоагрессия (чесание кожи до крови, удары головой о стену, выдергивание волос);
  • Расстройства питания (булимия, анорексия).

У детей с аутизмом могут наблюдаться симптомы неврологического и психического характера, среди которых:

  • психическое расстройство (постоянное заболевание, при котором меняются настроение человека две противоположные фазы: уныние и возбуждение);
  • нервные спазмы;
  • синдром Туретта — состояние, характеризующееся многочисленными двигательными тиками и как минимум одним речевым, появляющимися несколько раз в течение дня. Относится к экстрапирамидной патологии;
  • кататония — синдром, характеризующийся нарушениями движений (например, человек может принимать странные позы, или оставаться неподвижным на длительное время, или, наоборот, находиться в двигательном возбуждении с импульсивностью, самоагрессией).
Синдром Туретта

Люди с синдромом Туретта часто невольно произносят ругательные слова, после чего очень переживают

Диагностика расстройств аутистического спектра

В данный момент не существует анализов и исследований, которые могли бы однозначно подтвердить или опровергнуть наличие аутизма у человека. Для диагностики этого состояния проводятся интервью с родителями или другими опекунами ребенка, а также особые диагностические тесты для оценки его поведения.

Лабораторные и инструментальные методы диагностики помогают выявить сопутствующие нарушения и осложнения у ребенка с расстройством аутизма.

Какому специалисту обратиться при подозрениях на аутизм

Какому специалисту обратиться при подозрениях на аутизм

Для диагностики расстройств аутистического спектра у детей следует обратиться к врачу-педиатру, психиатру или неврологу.

Специалист на консультации проведет опрос и осмотр ребенка, выполнит необходимые тесты и изучит его поведение.

Тесты и анкеты для выявления аутизма

При диагностике расстройств аутистического спектра большинство специалистов ориентируются на руководство DSM-5 Американской психиатрической ассоциации.

ВDSM-5 все компоненты РАС разделены на 2 группы, или так называемую диаду аутизма:

  • А — недостаточность социальной коммуникации и социального взаимодействия;
  • B — ограниченные, повторяющиеся паттерны поведения, интересов или деятельности.

При этом диагноз «РАС» должен устанавливаться только в тех случаях, когда проявления «диады аутизма» влияют на качество жизни. Например, если человеку тяжело взаимодействовать с другими людьми, сложно приспособиться к изменяющимся условиям или переключаться с одной задачи на другую. Если же трудностей нет, то и нарушений также нет.

Диагноз «аутизм» — это не ярлык, а сигнал о том, что человеку нужна помощь, чтобы реализовать свой потенциал и жить в обществе вместе с другими.

Помимо DSM-5, также активно используется оценка наличия аутизма у детей, известная как M-CHAT (Modified Checklist for Autism in Toddlers). Это измененная версия анкеты для выявления аутизма.

В анкете M-CHAT содержится 20 вопросов, на которые должны ответить родители или другие взрослые, заботящиеся о ребенке. Обычно эту анкету применяют для выявления РАС у детей в возрасте от 1,5 до 2,5 лет.

Также существует шкала оценки аутизма CARS (Childhood Autism Rating Scale). Она применяется для детей в возрасте 2–4 лет. Этот метод помогает оценить степень нарушений в различных областях развития и сделать вывод о наличии признаков РАС у ребенка.

Неврологи также используют анкеты ADOS и ADI-R (часто применяются вместе) для окончательного установления диагноза.

Опросник для диагностики аутизма проходят врачи с участием родителей или опекунов на консультации у невролога. Ребенок при этом находится рядом, чтобы специалист мог определить его поведенческие особенности. Процедура занимает от 1 до 2 часов и содержит более 90 вопросов о текущем и прошлом поведении ребенка. Подсчет баллов осуществляется компьютерной программой, которая по обученному алгоритму определяет наличие аутизма у ребенка.

Дифференциальная диагностика

В связи с отсутствием четких критериев для расстройства аутистического спектра (РАС) его трудно отличить от других состояний с аналогичными симптомами. Некоторые из них могут быть вариантами нормы и связаны с особенностями развития, в то время как другие могут быть признаками неврологических, психических или других заболеваний.

Состояния и патологии, похожие на РАС:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это патология, которая характеризуется нарушением концентрации внимания, повышенной двигательной активностью и импульсивным поведением.

Синдром ломкой Х-хромосомы — это генетическое заболевание, которое сопровождается умственной отсталостью и затруднениями в обучении.

Патология слуха: может быть врожденной или приобретенной.

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) — это психическое заболевание, при котором у человека наблюдаются навязчивые мысли (обсессии) и действия (компульсии).

Нарушение привязанности в результате реактивных проявлений — это психическое заболевание, которое возникает из-за недостатка близких эмоциональных связей с родителями. Проявляется через чувство страха, повышенной тревожности, слабого взаимодействия с ровесниками, агрессии и самоповреждения.

Выборочное молчание — это тревожное расстройство, при котором человек не способен говорить в общественных местах.

Синдром Гиллена-Барре — это экстрапирамидное расстройство, которое характеризуется множественными движениями («моторными») тиками и по меньшей мере одним голосовым, возникающим несколько раз в течение дня.

Помимо вышеперечисленных, имеется множество других состояний, которые нужно исключить в процессе выявления аутизма. Для подтверждения или опровержения диагноза врач может предложить проверить слух и зрение, чтобы обнаружить другие отклонения. Например, проблемы с реакцией на направленную речь могут возникать как у лиц с нарушением слуха, так и у людей с аутизмом.

Также, специалист может назначить электроэнцефалографию для изучения электрической активности мозга или магнитно-резонансную томографию, но только при подозрении на дополнительные расстройства, например эпилепсию.

Для получения консультации по диагностике аутизма родители могут обратиться к психологу или педиатру через телемедицинские консультации. Это поможет избежать стресса для детей, связанного с походами в больницу, а также сократит их количество. Помимо этого, онлайн можно получить второе мнение специалиста по заключениям других экспертов.

Способы лечения РАС

Чем раньше у человека выявляют аутизм, тем больше возможностей улучшить его жизнь. Существуют специальные программы раннего вмешательства, благодаря которым ребенок сможет лучше усваивать навыки и вступать в социум, избавляясь от так называемых сопутствующих проблем, таких как поведенческие расстройства, связанные с недостатком умения общаться: не умеет просить или отказываться, что может привести к дракам, крикам и потасовкам.

Возможно ли избавиться от аутизма

Возможно ли избавиться от аутизма

Аутизм не является болезнью, поэтому излечиться от него невозможно. Однако с помощью коррекционных методов, порой называемых «лечением», можно существенно улучшить самочувствие человека с РАС и помочь ему в социализации.

Отличие

У людей с РАС нет нарушений, но их мозг работает по-своему, не так, как у большинства

Исцеление от аутизма часто обещают разные специалисты с авторскими методиками. Например, некоторые эксперты предлагают использовать как лечение сырое мясо, посыпать детей мукой, держать их в замкнутом пространстве и применять другие сомнительные методы. Учитывая, что у людей с РАС часто есть гиперчувствительность к сенсорным раздражителям, подобное лечение, как правило, приводит к тяжелым психологическим травмам.

Эффективные методики работы с РАС не основаны ни на психическом, ни на физическом насилии.

Излечение аутизма у детей

Для того чтобы поддержать адаптацию ребёнка с аутизмом в обществе, необходимо преодолеть основные дефициты — развивать социальные навыки, гибкость, научиться контролировать эмоции и ухаживать за собой самостоятельно.

Характерной особенностью программ обучения детей с аутизмом является обязательное участие семьи. Адаптация нужна не только для ребенка, но и для его близких.

Исследования показывают, что программы поддержки, начатые в раннем возрасте, приводят к хорошим результатам. Например, в США 20-30 лет назад более 70% детей с аутизмом к началу школьного обучения говорили плохо или вовсе не говорили. Появление программ помощи позволило снизить данный показатель до 25%.

Специалисты применяют разнообразные методы для улучшения симптомов аутизма и помощи ребенку. В каждом случае разрабатывается индивидуальная программа терапии.

Основные методы индивидуальной программы терапии аутизма:

  • АВА-терапия (поведенческая терапия);
  • педагогическая коррекция;
  • психотерапия для всей семьи;
  • лекарственные препараты для уменьшения тревожности, гиперактивности или нормализации сна;
  • занятия с логопедом и дефектологом;
  • трудотерапия, физиотерапия, водолечение, ЛФК и массаж;
  • игротерапия;
  • зоотерапия;
  • сенсорная терапия.

Поведенческая терапия (ABA, или applied behavior analysis)

Поведенческая терапия является программой, основанной на специальных технологиях и методах обучения. Она постепенно изменяет поведение ребенка, помогая ему понять причины и последствия определенных действий.

Цель ABA заключается в выявлении естественных желаний ребенка и использовании их в процессе обучения.

Воспитание происходит через несколько отдельных блоков. Например, все сложные навыки, такие как развитие речи, игры, способность смотреть в глаза и даже чистка зубов, делятся на множество мелких действий. Каждое действие учитывается и обучается ребенку по отдельности, после чего они объединяются в цепочку, образуя сложное действие.

Как например, развивается слуховое восприятие и внимание по методу ABA:

  1. Учитель или родитель просит ребенка потрогать свои уши.
  2. Учитель (или родитель) помогает выбрать правильный ответ (показывает на свои уши).
  3. Учитель (или родитель) просит ребенка показывать навык (коснуться своих ушей).
  4. Учитель (или родитель) использует укрепляющий стимул (делает что-то приятное для ребенка): гладит его, хвалит, обнимает и т. д.

Если ребенок не справляется или ему не нравится, учитель (или родитель) не дает никакой оценки.

Согласно методике ABA, родители и педагоги поощряют ребенка за желаемое поведение, выделяют успехи и не обращают внимание на нежелательное.

Терапия аутизма взрослых

Взрослые с РАС, как правило, могут стать полноценными членами общества, однако им необходима поддерживающая терапия для контроля сопутствующих состояний, таких как увеличенная тревожность, раздражительность, бессонница.

Препараты для поддержки людей с РАС:

  • нейролептики для подавления агрессии и особенно аутоагрессии;
  • антидепрессанты и седативные средства от депрессии, обсессивно-компульсивного расстройства и повышенной тревожности;
  • лекарства от бессонницы.

Коррекция РАС во взрослом возрасте также возможна с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии.

Согласно результатам многих исследований, методы альтернативной медицины, такие как иглоукалывание, массаж или дыхательные практики, не доказали свою эффективность. Однако, соблюдая правила применения, они также не нанесут вреда. С другой стороны, диеты, рекомендуемые для людей с аутизмом, такие как безглютеновая, безлактозная или богатая омега-3 жирными кислотами, могут оказаться опасными. Использовать диеты следует только по рекомендации врача, если это действительно необходимо из-за непереносимости глютена, лактозы и т. д.

Поддержка ребенка с аутизмом в семье

Аутизм — это не что-то, что можно предотвратить или вылечить, поскольку такие дети появляются просто так. Для того чтобы помочь им справиться с проявлениями тревоги или гнева, необходимо избегать сенсорной перегрузки, вызываемой множеством новых или ярких цветов, запахов, вкусов, звуков или событий или хотя бы уменьшить ее воздействие.

Для предотвращения сенсорной перегрузки часто используются так называемые якоря — объекты, к которым ребенок или взрослый может обратиться для успокоения и контроля эмоций. Якоря индивидуальны и обычно представляют собой то, что нравится конкретному человеку с аутизмом. Например, это может быть утяжеленное одеяло, возможность рисовать фигуры на песке, прослушивание белого шума, антистрессовая игрушка в руках или наблюдение за лава-лампой.

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Использование якорей помогает людям с РАС избежать чувства перегрузки: утяжеленное одеяло, песочный стол, антистресс-игрушки, лавовая лампа

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Использование якорей помогает людям с РАС избежать чувства перегрузки: утяжеленное одеяло, песочный стол, антистресс-игрушки, лавовая лампа

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Использование якорей помогает людям с РАС избежать чувства перегрузки: утяжеленное одеяло, песочный стол, антистресс-игрушки, лавовая лампа

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Использование якорей помогает людям с РАС избежать чувства перегрузки: утяжеленное одеяло, песочный стол, антистресс-игрушки, лавовая лампа

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Прогноз и профилактика аутизма

Предсказание зависит от степени проявления аутизма. Например, при позднем выявлении и отсутствии коррекционной работы могут возникнуть глубокие нарушения в речи, когнитивной сфере и социальном взаимодействии.

Однако, если аутизм был обнаружен в возрасте от 2 до 4 лет и была предоставлена помощь для адаптации, то шансы на нормальную жизнь в обществе высоки. Такие дети могут получать образование в обычных школах, поступать в университеты, вступать в брак, работать.

Как общаться с ребенком с аутизмом

При получении диагноза «аутизм» важно не скрывать информацию о его состоянии здоровья. Знание о себе и своем диагнозе поможет ребенку положительно оценивать себя и не считать себя неудачником или плохим, когда не удается сделать что-то так, как он хотел бы, а его эмоции не всегда контролируемы.

Кроме этого, данная практика способствует формированию и развитию необходимых навыков для успешного общения. Например, научиться контролировать свои эмоции, планировать распорядок дня, адаптироваться к изменениям и поддерживать диалог.

В случае наличия детей с аутизмом в семье, важно придерживаться определенных правил, которые помогут избежать травм, уменьшить тревожность и преодолеть другие трудности.

Обеспечение безопасности ребенка с РАС

По результатам исследований, дети с аутизмом чаще оказываются в опасных ситуациях из-за их неспособности осознать опасность и недостаточного понимания социальных норм.

Как обеспечить безопасность ребенка:

  • Пришить к одежде ярлыки с номером телефона и домашним адресом;
  • Использовать GPS-устройства (часы, браслеты, булавки), которые отслеживают местоположение и передают эту информацию на телефон родителям;
  • Установить блокирующие замки на окна;
  • Всегда запирать входную дверь на замок;
  • Проговорить с ребенком то, как он должен вести себя в опасных ситуациях (как и к кому обращаться за помощью, что делать, если потерялся);
  • Обязательно научить ребенка плавать, но не полагаться на то, что это умение гарантирует ему полную безопасность в воде.
Собака2

Специально обученные собаки помогают решить проблему с убеганием детей с РАС

Перспективы инклюзивного образования

Инклюзивное образование — это способ обучения, при котором каждый человек имеет возможность получить знания в общеобразовательных учреждениях, вне зависимости от индивидуальных особенностей, таких как физические, социальные, эмоциональные, умственные, языковые, интеллектуальные и прочие.

Многие считают, что дети с аутизмом должны учиться в специализированных учебных заведениях и проводить оставшееся время дома. Однако это не всегда так. Множество детей с РАС получают образование в общих школах по стандартным учебным программам. Таким образом, им дается возможность ощутить себя частью общества, а не оставаться на обочине.

Некоторым детям с диагнозом РАС требуется лишь небольшая адаптация программы — например, возможность отвечать письменно, если им сложно говорить вслух. Другие нуждаются в обучении с помощью специально подготовленного ассистента или куратора, либо изучении отдельных предметов в специальном классе, в то время как на уроках физкультуры, музыки, изобразительного искусства — дисциплинах, которые даются им легче, они могут быть среди своих обычных сверстников.

Инклюзивное-образование

Основной идеей инклюзивного образования является возможность свободного общения во внеурочное время (на переменках, в столовой)

Таким образом, инклюзивное образование предоставляет отличную возможность адаптироваться не только людям с диагнозом РАС, но и обществу в целом. У обычных детей повышается уровень толерантности, терпимости и эмпатии, они становятся более ответственными и готовыми помочь тем, кто в этом нуждается.

Могут ли у аутичных родителей родиться дети без РАС

Предполагается, что вероятность появления у детей аутизма у родителей с этим расстройством выше средней. Однако, познания ученых в этой области пока еще далеки от полного понимания.

Согласно исследованию Национального института здравоохранения США (NIH), аутизм диагностируется у приблизительно 3-5% детей, чьи близкие родственники также имеют данное расстройство.

Источники

Видео по теме:

Вопрос-ответ:

Что такое расстройства аутистического спектра?

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа неврологических расстройств, которые проявляются в социальных взаимодействиях, коммуникации и поведении. Среди основных признаков РАС можно выделить трудности в общении с другими людьми, повторяющееся поведение и ограниченные интересы.

Какие факторы могут способствовать развитию аутизма?

Пока точные причины возникновения аутизма не известны, но считается, что генетические, окружающие среды и нейробиологические факторы могут играть роль в развитии этого расстройства. Например, наследственная предрасположенность к аутизму или воздействие токсинов на развивающийся мозг могут быть факторами риска.

Какие методы лечения существуют для детей с аутизмом?

Для детей с аутизмом разработаны различные методики и программы ведения, например, поведенческая терапия, речевая терапия, компьютерные технологии и др. Важно индивидуально подходить к каждому ребенку и выбирать наиболее эффективные методы лечения с учетом его особенностей.

Могут ли люди с аутизмом жить самостоятельно?

Для многих людей с аутизмом возможно жить самостоятельно или с минимальной поддержкой в зависимости от степени выраженности расстройства. Важно предоставлять им подходящую поддержку и помощь для успешной адаптации в обществе.

Оставить комментарий