Заикание

Главная » Справочник » Заболевания » Заикание — причины, виды, как избавиться от логоневроза

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 17 мин.

Поделиться:

Содержание:

Ошибки в речи, которые могут проявиться в заикании, нарушают логику и ритм высказывания, а также вызывают напряжение в мышцах, отвечающих за произношение слов.

Человек, страдающий от заикания, испытывает трудности в произношении слов, хотя понимает, что хочет сказать. Это может проявляться в повторах, заиканиях или паузах во время разговора, особенно на трудных участках (например, при повторе слов или звуков).

Около 1% населения мира страдает от заикания.

При этом мальчики заикаются вдвое чаще, чем девочки, а мужчины — в четыре раза чаще, чем женщины.

Точные причины заикания остаются неясными, однако исследователи предполагают, что это нарушение речи обусловлено генетическими мутациями, воздействием окружающей среды и особенностями нейронных связей в мозге.

Заикание оказывает влияние на самооценку человека и затрудняет успешное общение с другими людьми.

Причины появления заикания у детей

Одной из наиболее распространенных форм заикания у детей является та, которая возникает в период освоения речи и языковых навыков. Предполагается, что данное заикание связано с недостаточным уровнем речевых навыков у ребенка, чтобы передать то, что он хочет сказать.

Факторы риска появления заикания у детей

Несмотря на то, что исследователи до сих пор не могут представить точные механизмы развития заикания, выделяются определенные факторы, которые могут способствовать его появлению.

Перинатальные факторы

На развитие заикания оказывают влияние осложнения беременности, такие как токсикоз, угроза выкидыша из-за резус-конфликта, преждевременное рождение, нейроинфекции, повреждения центральной нервной системы, различные заболевания и травмы головы.

Имеет важное значение родовая травма: внутриутробная гипоксия (дефицит кислорода) и асфиксия (отсутствие дыхания или его слабость) у новорожденных.

Наследственность

Приблизительно у двух из трех детей, страдающих заиканием, есть родственники с таким же нарушением. При этом вероятность заикания у тех, у кого родители, братья или сестры страдают заиканием, выше в три раза.

Генетические мутации

С начала 2010 года исследователи выявили четыре различных гена, мутации в которых связаны со заиканием.

Задержка в развитии

Дети, у которых есть отставание в развитии и другие проблемы с речью, более подвержены заиканию.

Стресс

Невыполнимые ожидания со стороны родителей, давление окружающих или общества могут усугубить проблемы с произношением или увеличить уже существующие нарушения. Однако заикание, вызванное эмоциями, встречается крайне редко.

Гендер

У мальчиков нарушения беглости речи выявляются чаще, чем у девочек.

Социальная среда

Общение с людьми с низким уровнем развития речи может отрицательно сказаться на усвоении языка ребёнком.

Причины возникновения заикания у взрослых

Механизмы, вызывающие заикание у взрослых, пока остаются неизвестными.

В большинстве случаев заикание у взрослых — это проблема с беглостью речи, которая возникла ещё в детстве, но не исчезла со временем.

Иногда взрослые начинают заикаться, что может быть следствием различных заболеваний, таких как инсульт или черепно-мозговая травма. В этом случае нарушается работа отделов мозга, ответственных за управление речевой моторикой, влияющих на синхронизацию и координацию движений мышц, необходимых для произношения слов.

Также имеются данные, указывающие на то, что социальные фобии или беспокойство, вероятно, не являются причиной заикания.

Стрессовые ситуации сами по себе не могут вызвать заикание, но могут способствовать его появлению, нарушая функции центральной нервной системы и усиливая уже существующие нарушения.

Существует взаимосвязь между социальной тревожностью Социальное тревожное расстройство, проявляющееся в ситуациях, связанных с действиями в присутствии других людей, или страхом перед предполагаемой негативной оценкой окружающих в таких случаях. и заиканием, однако скорее всего, само заикание вызывает увеличение тревоги, а не наоборот.

Факторы риска появления заикания у взрослых

Если у взрослого человека ранее не было заикания, то нарушение беглости речи может вызвать только повреждение головного мозга.

Заболевания, которые могут привести к развитию заикания:

  • травма головно-мозговая;
  • инсульт;
  • нейроинфекции (менингит, энцефалит и прочее);
  • опухоль головного мозга.

Симптомы заикания

Основные проявления заикания включают в себя нарушения беглости речи, которые не соответствуют возрасту человека или языковым способностям, а также перенапряжение мышц речевого аппарата.

Основные признаки заикания:

  • паузы в речи, которые могут быть беззвучными или сопровождаться каким-либо звуком;
  • паузы внутри слова;
  • иносказания, чтобы заменить проблемное слово;
  • односложные повторения целых слов: например, «я-я-я-я вижу его»;
  • удлинение звуков;
  • повторение звуков или слогов;
  • чрезмерное физическое напряжение при произнесении слов.

Для того чтобы говорить о заикании, достаточно повторного появления хотя бы одного из перечисленных признаков.

Также у людей с заиканием могут наблюдаться вторичные признаки Поведенческие особенности, которые появляются под влиянием заикания, например напряжение мышц лица, повышение голоса или смущение., хотя и редко.

Признаки заикания:

  • минимальные движения лицом,
  • частые моргания,
  • дрожание губ или челюсти,
  • подёргивание головой,
  • сжатие кистей в кулак.

Виды заикания

Существует развивающееся, нейрогенное или психогенное заикание.

Развивающееся заикание — самый распространённый тип. Он проявляется у детей от 1 до 8 лет, когда они быстро развивают свою речь и языковые навыки.

Более 80% всех случаев заикания относятся к развивающейся патологии.

Симптомы обычно начинаются легкими и могут либо исчезнуть, либо стать более серьезными.

Большинство дошкольных детей (приблизительно 75%) естественным образом оправляются в течение 4 лет с начала заикания.

Нейрогенное заикание, известное также как позднее или приобретенное, развивается у старших детей и взрослых в результате травмы головы, инсульта или другого повреждения мозга. Этот тип встречается довольно редко.

Психогенное (невротическое) заикание встречается крайне редко и обычно у взрослых с историей психиатрических проблем после психологического травмы или эмоционального события.

Прочие виды заикания

Заикание также подразделяется на категории в зависимости от особенностей его развития и длительности нарушения беглости речи.

По длительности:

  • начальное: заикание присутствует не более 2 месяцев;
  • стойкое: нарушение беглости речи сохраняется более 2 месяцев.

По течению:

  • постоянный тип: заикание проявляется в разных ситуациях относительно регулярно;
  • волнующий тип: нарушение беглости речи то усиливается, то ослабевает, но не исчезает полностью;
  • рецидивирующий тип: заикание исчезает, но после длительных периодов нормальной речи снова появляется.

Степени заикания

Выделяют три степени заикания: легкая, средней тяжести и тяжелая. Нарушение беглости речи может начаться с любой степени и прогрессировать со временем.

Легкая форма заикания встречается только у детей, у которых развивается заикание. Обычно она проявляется у детей в возрасте от 1 до 5 лет. Это расстройство характеризуется повторением звуков, слогов и слов, которые преимущественно находятся в начале предложения. Дети, страдающие этим нарушением речи, не осознают своего заикания и практически не беспокоятся при неудачных попытках выразить мысль.

Признаки легкого заикания:

  • повторение слогов или слов 1-2 раза: «на-например», «во-во-вот так»;
  • нерешительность;
  • использование звуков для заполнения пауз в речи: «э», «м», «эм».

Нарушение речи может появляться и исчезать: обычно это свидетельствует о том, что ребенок учится использовать язык по-новому. Если заикание исчезает, а через несколько недель снова проявляется, это означает, что ребенок проходит еще один этап освоения речи.

Коверкание умеренной тяжести проявляется как у детей, так и у взрослых. У детей такой вид может возникнуть в возрасте от 3 до 5 лет.

Коверкание умеренной тяжести сопровождается теми же повторами в речи, что и у людей с легким коверканием. Однако они встречаются чаще и могут сопровождаться вторичными симптомами.

Признаки коверкания умеренной тяжести:

  • повторение звуков более двух раз: «на-на-на-например», «во-во-во-вот так»;
  • напряжение, проявляющееся в лицевых мышцах, особенно вокруг рта;
  • увеличение голоса при повторах;
  • временные «блокировки»: голос прерывается на несколько секунд.

Коверкание умеренной тяжести может возникать и исчезать. Однако при данной форме периоды нарушений проявляются чаще, чем периоды нормальной речи.

При наличии серьезного заикания возникают проблемы с произношением небольшого числа слов (менее 20%), однако трудности в речи возникают почти в каждом предложении или фразе. Обычно это состояние сопровождается дополнительными симптомами и желанием избегать общения.

Заикание запинание

При серьезном заикании часто появляются чувство неловкости и страх перед разговором

Признаки серьезного заикания:

  • 10–20% речи сопровождается заиканием: блоки речи без заикания встречаются чаще, чем повторение или продление звуков и слогов, в отличие от легкого заикания, когда нарушение затрагивает большую часть речи;
  • во время заикания заметно значительное усилие и напряжение;
  • говорящий избегает заикания, меняя слова и используя дополнительные звуки для начала речи;
  • в большинстве речевых ситуаций, как правило, заметна растерянность.

Тяжелое заикание может появиться у детей в возрасте от 1 до 7 лет. У взрослых — в любом возрасте под влиянием негативных факторов (травм, некоторых заболеваний).

Нередко тяжесть симптомов зависит от обстоятельств: люди могут заикаться в определенных ситуациях, но свободно говорить в других.

Развитие заикания

Поскольку истинная причина заикания остается неизвестной, описать процессы развития патологии довольно сложно. Ученые в ходе исследований выявляют определенные нарушения в нейронных сетях, отвечающих за языковые и речевые функции мозга. Следовательно, можно предположить, что функциональные и анатомические аномалии мозга могут быть ответственны за возникновение заикания.

Считается, что заиканию предшествует физиологическое повторение слогов, что в некоторых случаях может считаться нормой. Затем развитие речи начинает отставать, и появляется логопедический дефект. Это заставляет ребенка излишне сосредотачиваться на произношении слов, и речевой аппарат перегружается.

Строение и функции речи при заикании

Человеки издавают звуки речи путем упорядоченного набора мышечных движений, которые включают дыхание, фонетическую постановку и движения гортани, неба, языка и губ. Эти движения подконтрольны мозгу и отслеживаются при помощи слухового и тактильного ощущения.

Когда человек заикается, координация мышц нарушается. И хотя смысл сказанного человеком понятен, физически он не в состоянии это произнести.

Последствия заикания

Заикание не влияет на физическое здоровье индивида, однако может негативно сказываться на его психоэмоциональном состоянии. Оно может сказываться на самооценке, самопредставлении, качестве общения, а также на обучении и труде.

Потенциальные осложнения заикания:

  • затруднения в общении с окружающими;
  • беспокойство из-за проблем с произношением;
  • желание избегать ситуаций, где необходимо разговаривать;
  • потеря социальных связей;
  • трудности во время учебы или работы;
  • низкая самооценка.

Заикающиеся могут испытывать стыд, разочарование и даже страх перед общением из-за своих проблем с речью. Им может быть сложно начать разговор и они часто пытаются избегать сложных слов и фраз. Особенно это относится к тем, у кого заикание имеет тяжелую форму и произнесение слов требует много усилий: мускулы напряжены, а эмоциональное состояние сильно напряжено.

Чаще всего заикание не имеет отношения к уровню интеллекта или психическим отклонениям, однако окружающие могут неправильно воспринимать особенности речи собеседника. Из-за этого людей с заиканием могут подвергать социальной стигматизации и рассматривать как менее компетентных по сравнению с теми, кто не заикается. Дети могут сталкиваться с издевательствами сверстников в детских коллективах.

Исследования показывают, что большинство взрослых, страдающих заиканием, считают, что нарушение беглости речи негативно сказывается на их карьерных перспективах. Также заикание может мешать выполнению работы или ограничивать функционал сотрудника.

Тем не менее, многие люди с заиканием достигают успеха наравне с людьми, не имеющими дефектов речи.

Заикание - причины, виды, как избавиться от логоневроза

Одна из величайших актрис театра и кино — Фаина Раневская. Ее талант поразил не только зрителей в России и Советском Союзе.

Заикание - причины, виды, как избавиться от логоневроза

Георг VI, король Великобритании и Северной Ирландии, правивший с 1936 по 1952 год. Его личность и решения важно повлияли на историю страны.

Заикание - причины, виды, как избавиться от логоневроза

Известная актриса, певица и продюсер Николь Кидман из Австралии и Америки. Ее талант и красоту несомненно признают люди по всему миру. Фото: Georges Biard

Заикание - причины, виды, как избавиться от логоневроза
Заикание - причины, виды, как избавиться от логоневроза
Заикание - причины, виды, как избавиться от логоневроза

Важно понимать, что особенности поведения у людей, страдающих от заикания — это результат проблем с произношением, а не их причина или признак.

Определение заикания

Выявить и подтвердить заикание может только специалист. Для этого ему необходимо оценить частоту нарушений в речи в течение определенного периода времени и в различных ситуациях.

Сначала врач изучает историю заболевания: узнает, когда появились симптомы и как они проявляются. В то же время специалист оценивает речь пациента.

К какому специалисту обращаться

Если у ребенка возникают подозрения на заикание, в первую очередь следует обратиться к педиатру, а взрослые — к терапевту. На приеме специалист способен оценить ситуацию и при необходимости направить пациента к нужному врачу.

Причины заикания могут быть различными, и в зависимости от них может потребоваться консультация логопеда-дефектолога, невролога, медицинского психолога, психиатра или отоларинголога.

Заикание чаще всего диагностируется в детском возрасте, и обычно для этого не требуется проведение медицинских тестов. Однако, если заикание началось в взрослом возрасте без явной причины, врач может назначить дополнительные обследования.

Инструментальная диагностика

Инструментальное исследование проводится для выявления особенностей поражения головного мозга и дифференциации заикания от других психических расстройств.

Рекомендуется провести детям исследование электроэнцефалограммы (ЭЭГ), чтобы оценить общее состояние функций мозга и выявить возможные поражения и их локализацию. В определенных случаях назначается электроэнцефалография с видеомониторингом, записывающим активность как во время бодрствования, так и во сне. При подозрении на повреждения головного мозга производится нейровизуализация — магнитно-резонансная томография (МРТ).

Если пациент с нормальной речью взрослого возраста вдруг начинает заикаться, специалист может подозревать у него поражение головного мозга. Расстройства в беглости речи могут быть вызваны черепно-мозговой травмой, инсультом или новообразованием головного мозга.

Для выявления причины такого состояния используют компьютерную томографию (КТ), сканирование с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) или позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ). Эти методы позволяют изучить состояние и функцию головного мозга.

Лечение заикания

Лечение заикания

Для детей и взрослых, страдающих заиканием, могут быть полезны занятия с логопедом, использование электронных устройств для улучшения беглости речи или когнитивно-поведенческая терапия.

В каком возрасте лучше начать лечение у детей

Лечение следует начинать сразу после установления диагноза у ребенка.

Строптивый обращаться к специалисту, если:

  • заикание длится более полугода;
  • заикание началось в возрасте 3–4 года и старше;
  • тяжесть или частота заикания увеличилась;
  • в семье были случаи заикания в детстве;
  • ребенок опечален из-за заикания.

Способы лечения заикания у дошкольников

У детей дошкольного возраста в большинстве случаев заикание исчезает само.

При заикании у детей младше пяти лет в первую очередь следует избегать превращения этого нарушения речи в психологическую травму для ребенка. Родителям рекомендуется изменить образ общения и создать спокойную атмосферу в семье, а не фокусироваться на особенностях речи ребенка.

Главная цель терапии заключается в том, чтобы создать условия, при которых ребенок ощущает меньшее давление во время разговора.

Как вести себя с детьми дошкольного возраста, сталкивающимися с заиканием:

  • Важно говорить с ребенком медленно и спокойно;
  • Поддерживать общение, где собеседники говорят по очереди и внимательно слушают друг друга;
  • Уделять больше внимания общению в ситуациях, когда акцент смещен с речи на совместные занятия: игры, прогулки, приготовление пищи, чтение любимых книг и т. д.;
  • Не перебивать и не критиковать речь ребенка.

Если заикание не исчезает в течение 3–6 месяцев или имеется тенденция к ухудшению, возможно, потребуется помощь логопеда.

Прямая поведенческая терапия — программа Лидкомба, широко применяемая для лечения заикания у детей младшего возраста, учебно-логопедическая методика, направленная на формирование у детей плавной и четкой речи. Родители под руководством специалиста обучаются тому, как правильно реагировать на речь своего ребенка, обеспечивая ему безусловную поддержку и позитивный отклик.

Лечение заикания у школьников и взрослых

Заикание, возникшее в дошкольном возрасте, может усугубляться со временем, приводя к усталости и затрудняя социализацию. Это может оказать негативное влияние на успеваемость в школе или производительность на работе, а также негативно сказываться на эмоциональном состоянии.

Дефицит свободной речи в старших годах чаще всего является укоренившимся феноменом, поэтому необходимы дополнительные усилия для исправления. Специалисты научают пациентов говорить медленнее, контролировать дыхание или постепенно переходить от простых ответов к более сложным словам и предложениям.

Основной принцип, которым нужно руководствоваться при общении с заикающимися учащимися и взрослыми, — это планирование устной речи. В предложениях должно быть ограниченное количество слов, а паузы между существенными словосочетаниями (синтагмами) должны быть более продолжительными, чем обычно.

Логопедические занятия проводятся на постепенно усложняющемся материале: стихи, чтение текстов, пересказ, свободная беседа.

Также не рекомендуется проверять скорость чтения у заикающихся учащихся, а также требуется проведение особой подготовки к устным ответам.

Лечение заикания с помощью психосоматики

Многие способы лечения помогают справиться с тревогой, которую испытывает человек, борющийся с заиканием в определенных ситуациях речи

Участие в группах самопомощи и сообществах для заиканий часто оказывается эффективным при лечении. Многие считают, что саморазвитие совместно с терапией приводит к наилучшим результатам. Группы самопомощи дают возможность заикающимся найти необходимую информацию и поддержку в случае возникновения проблем с заиканием.

Инновационные подходы к лечению заикания

Некоторые люди, подверженные заиканию, воспользуются электронными устройствами для контроля плавности речи. Специальное устройство, похожее на слуховой аппарат, устанавливается в ушной канал и воспроизводит немного измененный голос пользователя, чтобы помочь ему услышать свою речь с небольшой задержкой и избежать повторений и пауз.

Эти технологии могут значительно улучшить беглость речи в короткие сроки. Однако стоит помнить, что далеко не все считают их полезными или удобными в использовании. Кроме того, сосредотачиваясь исключительно на борьбе с заиканием, эти методы могут не учитывать психологические аспекты общения.

Также для устранения заикания применяют разнообразные компьютерные программы, которые могут быть использованы как дополнение к занятиям с логопедом. С их помощью можно подбирать подходящие тексты для тренировок, учитывая индивидуальные особенности человека, страдающего заиканием.

Еще один инновационный метод лечения заикания предполагает использование биологической обратной связи (БОС, биофидбэк). С помощью этого метода эффективнее тренируется правильное дыхание и проводятся речевые упражнения. Пациенту крепят специальные датчики к животу и предлагают выполнить упражнения. Данные датчиков отображаются на экране и показывают результат в виде кривой дыхания. Это помогает пациенту лучше понять, что нужно делать, и оценить свой прогресс.

Прогноз и профилактика заикания

С течением времени у большинства детей проблема заикания исчезает. Если заикание легкое, то оно обычно проходит само собой. Однако у некоторых детей в 75-80% случаев нарушения беглости речи могут исчезнуть в 1-2 года при наличии лечения.

Только в четверти случаев детское заикание сохраняется во взрослом возрасте.

Если заикание сохраняется до школьного возраста, то лечение становится значительно сложнее. С течением времени у заикающегося человека могут появиться психологические проблемы, связанные с этим состоянием: тревога из-за речи, страх заикания и чувство неловкости.

Методы профилактики

Специфических методов профилактики заикания не существует.

Несмотря на это, есть возможность понизить риск появления заикания. Чтобы предотвратить нарушение плавности речи в детском возрасте, необходимо создать благоприятную атмосферу дома и не мешать естественному овладению речью ребенком.

Советы для родителей:

  • Не стоит разрывать игру детей неуместными вопросами;
  • Не следует высказывать замечания, когда ребенок вставляет лишние слова в речь, типа «а», «ну», «вот», «значит»;
  • Важно не ругать за использование нецензурных слов, а стараться отвлекать ребенка чем-то интересным;
  • Следует избегать давления на ребенка: не заставлять его преодолевать свои страхи, читать стихи перед посторонними и т. д.;
  • Полезно стараться в конфликтных ситуациях избегать эмоциональных разговоров и неконструктивных решений;
  • Полезно удерживать ребенка от разговоров во время истерики или плача;
  • Важно соблюдать режим дня: дневной отдых обязателен;
  • Стоит помочь ребенку организовать свое время так, чтобы не приходилось его подгонять.

Дополнительно можно попробовать предотвратить возникновение нейрогенного заикания. Для этого необходимо избегать травм головного мозга, воздерживаясь от опасных видов спорта без должной подготовки и соблюдая правила безопасности во время игр и развлечений (например, нося защитный шлем при катании на роликах или велосипеде). Также полезно снизить риск заболеваний головного мозга, леча зубные, ушные и носоглоточные инфекции своевременно и проходя регулярные профилактические обследования.

Советы для родителей при заикании у детей

Заикание может вызывать психологическое давление и стресс как у самого ребенка, так и у его родителей. Очень важно не фокусироваться на этой проблеме и проявлять максимум терпения и поддержки.

Родителям заикающихся детей рекомендуется:

  • постарайтесь обратиться к врачу как можно скорее для получения медицинской помощи;
  • укрепляйте атмосферу для разговора: уделите каждый день время, чтобы мирно и без спешки пообщаться с малышом;
  • избегайте задавать вопросы, чтобы не провоцировать ребенка говорить;
  • говорите медленно и спокойно: речь не должна быть слишком быстрой, просто не торопитесь. Также рекомендуется делать короткие паузы в разговоре;
  • не пытайтесь договаривать слова или предложения за ребенка: пусть он сделает это сам;
  • сфокусируйтесь на содержании сообщения, которое пытается передать ребенок, а не на том, как он это делает: не требуйте от него верного произношения слов.

Предпочтительно не фокусироваться на заикании, в той мере, насколько это возможно. Однако если ребенок сам начинает обсуждать эту проблему или его родители замечают, что это его тревожит, можно тактично обсудить этот вопрос. В данной ситуации важно признать наличие заикания, но также необходимо объяснить ребенку, что все в порядке и ему не стоит волноваться. Можно утверждать, что иногда бывает трудно говорить и многие люди застревают на словах: это естественно.

Для снижения нагрузки на нервную систему и ее укрепления рекомендуется:

  • Соблюдение режима дня для ребенка очень важно: его необходимо укладывать спать в одно и то же время;
  • Ложить ребенка спать лучше, когда он находится в спокойном состоянии, а не возбужденном;
  • Не перегружать ребенка большим количеством занятий: достаточно выбрать одно направление, например, теннис или плавание — это поможет ему расслабиться и улучшить дыхание. При этом количество тренировок должно быть умеренным, чтобы было по силам ребенку;
  • Вовлекать ребенка в спокойные домашние дела, например, просить помочь с разложением круп, пуговиц, инструментов и т.д.;
  • Приучать ребенка к настольным играм и занятиям с конструктором;
  • Поощрять игры с водой и песком.

Источники

Видео по теме:

Вопрос-ответ:

Что такое заикание?

Заикание — это расстройство речи, при котором человек имеет трудности с плавностью произношения звуков, слов или фраз, повторяя их или блокируя во время разговора.

Какие причины могут вызывать заикание?

Причины заикания могут быть различными, включая генетические факторы, нейрофизиологические особенности мозга, психологические или эмоциональные проблемы, травмы или стрессовые ситуации.

Можно ли избавиться от заикания?

Для некоторых людей заикание может быть временным явлением и пройти самостоятельно. Однако в более сложных случаях может потребоваться лечение у логопеда или специалиста по речевой терапии.

Как можно помочь человеку, страдающему заиканием, в повседневном общении?

Для облегчения общения с человеком, страдающим заиканием, важно быть терпеливым, слушательным и не перебивать его. Также полезно дать возможность высказать свои мысли без давления и стресса.

Существуют ли специальные методики и упражнения для улучшения речи у людей с заиканием?

Да, существуют различные методики и упражнения, которые помогают улучшить плавность речи у людей с заиканием. Логопеды могут помочь разработать индивидуальные программы и техники для работы над речью.

Оставить комментарий